Выставки:А.Эрдели,И.Бокшай
19 мая в галерее «Хлебная» Национального заповедника «София Киевская» открылась выставка, посвященная 120-летию со дня рождения художников А.Эрдели и И.Бокшая — основателей закарпатской школы изобразительного искусства. Замечательное событие! В одном из залов, на столике — журнал для отзывов. Видно, что люди приходят, оставляют благодарные строки…
Хочу поделиться некоторыми наблюдениями со своими читателями. Как мне показалось, существует трудноуловимое портретное сходство между персонажем картины Адальберта Эрдели «Комсомолка» (1949) и … художником Адальбертом Борецким, изображенным Эрдели на групповом портрете ужгородских художников (1947). Но даже если не с ним, то все равно у «комсомолки» совсем не девичьи широкие скулы, сильные руки, высокий лоб. Кажущаяся случайность, или реальный эпизод творческого поиска художника?
Всё более заметными становятся признаки старения, потемнения красочного слоя картин А.Эрдели. Например, «Ирисы» и некоторые другие работы выдающегося мастера заметно утратили прежнюю сочность. Приведу, для сравнения, лишь одну из популярных копий автопортрета А.Эрдели, опубликованную на многих интернет-сайтах (слева) и современное изображение (справа, фото автора). Если копии не ошибаются, то автопортрет, написанный маслом в 1950 году, действительно потерял яркость, акварельность, хотя минуло всего шесть десятилетий. (Для масляной живописи это не такой большой срок). Любопытно, что при цифровой фотосъемке сочность и колорит, в какой-то мере, возвратимы. К слову, сотрудники галереи позволяют пользоваться обычной цифровой камерой, что очень помогает восприятию, запоминанию, обучению.
Хочется надеяться, что хранители работ мастеров закарпатской школы и реставраторы сделают всё возможное, чтобы старение картин ценного собрания не усугублялось, ведь современные знания о технике и возможностях реставрационных процедур заметно продвинулись вперед.
И еще одно пожелание, адресуемое мною киевской мерии и мужам от архитектуры, которое, скорее всего, останется без ответа: а хорошо было бы прекратить… расшатывать Софию Киевскую! Может быть и Вы, читатель, уже ощущали, насколько сильно вибрирует пол в галерее «Хлебная», и что вызывается движением наземного (и подземного?) транспорта. Выходит, что красота временно не в силах спасти мир, то бишь Софию Киевскую. А говорили, что памятник ЮНЕСКО…
В.Придатко-Долин