Дубль-сюита художника Сергея Шишко
В эти дни в Украинском Доме, в Киеве, заканчивает работу выставка «Київська сюїта Сергія Шишка«, посвященная 100-летию со Дня рождения замечательного художника. Его руку, стиль, его Киев знают многие. Помню, ещё с 1980-х, когда в Национальном художественном музее Украины, открывались выставки, то полотна С.Шишко, а также Н.Глущенко, были заметны из далека. Как мне кажется, отдельного внимания сегодня заслуживают небольшие киевские полотна С.Шишко, созданные во время войны, в самое трудное время, когда психологические жернова перемалывали внутри себя всё и вся. Интересен также его эмоциональный взгляд на русановские новостройки. Восхищает вибрирующий простор днепровских далей.
В журнале для отзывов я оставил слова благодарности организаторам события, отметив, что здесь, на выставке, сложилась как бы «двойная сюита», ведь Киев, воспетый С.Шишко, в сравнении с Киевом сегодняшним, многое потерял из-за необдуманных перестроек, наворотов, архитектурного и ландшафтного нигилизма. Изменяют положение, препятствуют разрушению древнего города, неравнодушные киевляне, историки и… современные художники. Их мощная энергетика, материализующаяся в полотнах, как бы противостоит разрушению, восстанавливает баланс сил. В подтверждение, более сотни полотен окружили холл по соседству с выставкой картин С.Шишко — это постоянная экспозиция «Киев живописный» от объединения «Мистецький курінь». Масло, изредка акварели, офорт, акрил… Разные живописные школы, разные палитры, разное восприятие места и события. Красиво! Про себя я отметил одну странную вещь: последователей стиля С.Шишко на этой соседней, современно экспозиции почти нет. Что это: признак несущегося вперед живописного поиска и эксперимента, или временная забывчивость и неосведомленность и стремление не быть похожим ни на кого? Похвально. Но ведь другая похожесть все равно просачивается в полотна — это похожесть места встречи с Его Величеством Киевом: одна и та же улица, один и тот же угол обзора, одно и то же состояние. Например, почти одинаков у многих вид на Выдубицкий монастырь, Софию Киевскую, Михайловский Златоверхий, Пирогово. Есть над чем поразмышлять художникам в тиши мастерских и/или на пленэре. У Сергея Шишко было по-другому, по-своему…
В.Придатко-Долин